Сущность спроса и предложения.
Категории «спрос» и «предложение» в мировой экономической литературе трактуются неоднозначно. Согласно определению К. Маркса «спрос — это представленная на рынке потребность в товарах», а предложение — «продукт, который находится на рынке или может быть доставлен на него». Американские экономисты К. Макконнелл и С. Брю определяют спрос как «количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по определенной цене из возможных в течение определенного времени цен». «Предложение — это шкала, показывающая разные количества продукта, которые производитель желает и способен произвести и предложить для продажи на рынке по каждой конкретной цене из ряда возможных цен в течение определенного времени». Американский экономист Дж. Розенберг определяет спрос как «стремление и способность покупать товары и услуги», а предложение как «цену, по которой лицо готова продать». Время в учебнике «Экономикс» П.-Б. Самуэльсона и других определения этих категорий отсутствует.
Авторы учебника «Основы экономической теории: политэкономический аспект» утверждают, что «спрос определяет совокупную общественную или рыночную потребность в товарах (услугах), которая обусловлена платежеспособностью и выражена в денежной форме», а «предложение представлена результатами хозяйственной деятельности (производства), приобретаемых товарного вида и могут быть доставлены на рынок в определенном объеме и в определенное время «. В другом учебнике спрос охарактеризованы как «платежеспособную потребность в определенном товаре», а предложение — как «количество товаров, которые производители могут и хотят выработать».
Основным недостатком большинства приведенных определений спроса является его отождествление с платежеспособным спросом. Кроме того, отдельные авторы ограничивают спрос только потребностями или платежеспособными потребностями в товарах, что является недостаточным в условиях интенсивного развития сферы услуг и потребностей в различных услугах.
Спрос — потребность в имеющихся на рынке товарах и услугах, которые могут быть предоставлены, а также отдельные аспекты экономических отношений в специфических формах, которые при этом возникают.
Недостатком приведенных дефиниций сущности предложения является прежде всего то, что товары рассматриваются как такие, которые могут быть произведены, а не как имеющиеся на рынке, и как стремление к их производству. При их изготовлении в разных сферах и отраслях экономики неодинаков, поэтому к моменту производства товаров может пройти определенный срок, в течение которого потребность в них отпадет. Предложение (как и спрос) нельзя ограничивать лишь изготовленными товарами. В нее следует включать огромную совокупность материальных и нематериальных услуг, которые могут быть предоставлены в любой момент.
Предложение — товар, который находится на рынке или может быть доставлен к нему, вся совокупность видов деятельности, которые могут начаться по требованию покупателей с целью производства услуг, а также специфические формы экономических отношений, при этом развиваются.