К заемному капиталу банка принадлежат денежные средства, полученные от эмиссии собственных долговых обязательств, в том числе банковских облигаций и векселей.
Банковские облигации являются одной из разновидностей облигаций предприятий, относятся к ценным бумагам, удостоверяющих внесение их владельцами денежных средств и подтверждают обязательство возместить им номинальную стоимость в установленный срок с выплатой фиксированного процента (если иное не предусмотрено условиями выпуска). Итак, облигация опосредует отношения займа. Эффективность привлечения ресурсов посредством эмиссии банковских облигаций тесно связана с преимуществами и недостатками их как инструмента мобилизации средств. Эмиссия облигаций имеет определенные преимущества. Во-первых, она не влечет за собой потерю контроля над управлением банка, поскольку облигации не дают их владельцам права участвовать в таком управлении. Во-вторых, проценты, выплачиваемые по облигациям, относятся на увеличение валовых расходов банка. В-третьих, владельцы облигаций (по сравнению с акционерами) имеют приоритет в удовлетворении претензий по ним в случае ликвидации банка. В-четвертых, по облигациям выплачивается фиксированный размер процента (если иное не предусмотрено условиями эмиссии), что выгодно банку при росте в дальнейшем размера процента на денежном рынке. В-пятых, срок погашения облигаций, как правило, длительный, измеряется годами, то есть значительно превышает сроки по межбанковским кредитам или привлеченным депозитам. Наконец, банк-эмитент может предусмотреть в условиях эмиссии возможность конвертации банковских облигаций в акции.
К недостаткам облигаций как источника заемного капитала можно отнести следующее. Во-первых, эмитент, чтобы успешно разместить облигационный заем, должен иметь рейтинг, который обеспечивает ему доступ к соответствующему сектору денежного рынка. То есть эмитент должен быть прибыльной организацией, иметь постоянный приток «живых» средств, фактически иметь показатели своей деятельности, которые подтверждают способность погашения облигаций. Во-вторых, после эмиссии облигаций вследствие изменения ситуации на денежном рынке ставка ссудного процента может стать ниже определенного процента выплат по облигациям; в таком случае банк-эмитент будет нести повышенные (по сравнению с рыночными) расходы по обслуживанию облигационного займа. В-третьих, эмиссия облигаций связана с существенными затратами, вызванными подготовкой, эмиссией, обслуживанием и погашением облигационного займа. Экспертные оценки показывают, что расходы на публичную эмиссию банковских облигаций составляют около 2% от общего объема выпущенных облигаций. Фактически публичная эмиссия облигаций и на значительные суммы выгодна преимущественно крупным банкам. Для других банков лучше осуществлять эмиссию облигаций под конкретных покупателей, заключив с ними заранее соглашения об этом. В таком случае можно несколько снизить расходы на эмиссию облигаций. В-четвертых, действующим законодательством не допускается эмиссия облигаций для формирования и пополнения уставного капитала банка, а также для покрытия убытков, связанных с банковской деятельностью.