Откуда берут деньги микрофинансовые организации?


На сегодняшний день микрозаймы самый быстрорастущий спектр банковских услуг в финансовом мире. Давайте разберемся за счет чего это происходит.
Принято считать, что микрофинансы в России образовались в 2011 году. За несколько лет количество организаций на этом рынке увеличилось в разы, — по разным данным, сейчас их более тысячи. В месяц появляется от 2 до 20 новых сервисов микрозаймов. Но в то же время, около 40% закрывается в течение года, то есть не выйдя в плюсовые финансы.

Микрофинансовые организации работают в основном по 2м моделям: это деньги до зарплаты и, так называемые, длинные деньги, это когда люди получают отказы в банках, либо по каким то причинам получают там отказы.  Общих стандартов по услугам выдачи потребительских займов нет, у каждой компании есть собственные правила по назначению процентов, досрочному погашению, расчету пени за просрочку и т. д.

Например, «Viva-Деньги» на 80-85% работает на рынке Installments, т. е. в основном выдает более крупные (до 80 000 рублей) и длинные (до года) займы. Но значительный рост новых игроков в последние годы отмечался именно в нише коротких займов «до зарплаты», поскольку PDL-модель несложно реализовать многочисленным региональным предпринимателям. Сравнительно высокий доход (средний процент займа в PDL — 0.1-2% в сутки), быстрый оборот средств и ненасыщенный спрос позволили выстроить сети офисов по всей стране. Эти компании, как правило, не использовали сложные системы оценки рисков, их основная работа строилась на увеличении числа новых клиентов и выявлении откровенных мошенников.

В последнее время ситуация сильно изменилась как из-за жесткой конкуренции за лучшие места для офисов, сотрудников и пр., так и из-за закредитованности населения и роста просрочки. PDL-компании находятся под прессом конкуренции, ведь игроков еще много и барьеры на вход пока минимальные. Компании же сегмента Installments решают проблему отбора заемщиков и качества своего портфеля.

Но все же для дальнейшего роста необходимо фондирование. Одним нужно постоянно открывать новые офисы, другим — увеличивать портфель, т. к. их клиенты берут более длинные займы.

Сейчас МФО привлекают финансы несколькими способами:

  •  Привлечение денег от населения — вклады населения под проценты. Зачастую проценты по вкладам в МФО гораздо выше чем проценты по вкладам в российских банках. Обычно оборот денежных средств по вкладам не превышает 20% полного оборота финансов компании. Но все же есть МФО которые мошенничают и ваши вклады напрямую идут на выдачу займов населению без учета процентов невозврата или риска, при этом не работает система страхования
  • Облигационные займы — эта схема работает только у крупных МФО и достаточно прибыльных.
  • Мезонинный кредит — подходит, в основном, для средних компаний на развивающихся рынках финансирования. Это смешанный вид финансирования с элементами кредитования и доходности, которую получают акционеры.
  • Кредит в банке — множество российских микрофинансовых организаций используют в качестве финансовой платформы кредиты российских и зарубежных банков.
  • Частный капитал тот, который невозможно получить на публичных рынках.

По прогнозам, в ближайшие 2 года ожидаются значительные изменения на рынке МФО вслед за консолидацией и усилением регулирования. Кому-то новые правила работы на рынке микрофинансов покажутся жесткими, кому-то нет, но в целом этот процесс будет влиять на оздоровление рынка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *