Директор представительства НФК в Санкт-Петербурге Васильев Сергей Геннадьевич отвечает на многие интересующие всех вопросы.
НФК – это монолайзер, то есть вы занимаетесь одним факторингом. В чем заключаются принципы этого подхода для клиентов, да и для всей компании. И какие преимущества Вашей компании перед обычными банками, которые предлагают клиентам многие другие услуги, кроме факторинга?
Во-первых, узкая специализация – это высокая скорость при обслуживании клиента, во-вторых – это качество предоставляемого сервиса, также это конкретные гарантии для клиентов. У нас все заняты одним факторингом и все не так, как в обычном банке, где факторинг является лишь одним банковским предложением. Факторинговая инфраструктура дает возможность индивидуального подхода к каждому из клиентов. Если говорить о гарантиях, то, к примеру, при ограничении ликвидности, как это происходило в 2008-2009 годах, наши клиенты не ощутили приостановку факторинга, так как перед нами не стоял вопрос о выборе предложений для клиентов.
Что в данный момент наблюдается на факторинговом российском рынке? Каков портрет потребителя таких услуг, и какие основные схемы доступны клиентам?
Сейчас в России наблюдается активное развитие рынка факторинга. Это подтверждается большими темпами роста и рынок еще очень далек от насыщения. К примеру, если до Урала каждый второй знаком с факторингом, то на Дальнем Востоке люди только узнают о нем. На 3 декабря 2019 года общий факторинговый портфель составил 347 миллиардов рублей и это больше на 47% с таким же периодом в прошлом году. Лидерами рынка являются Альфа банк, ВТБ Факторинг, компания НФК и Промсвязьбанк, все вместе они составляют 56% портфеля всего факторингового рынка.
Если описать среднестатистического потребителя, то им будет производственная или же торговая компания, которая занимается реализацией товара с отсрочкой платежей. Каждая факторинговая компания работает со своими клиентами: одни обслуживают микро-бизнес и бизнес малый, другие ориентируются на работу с крупным и очень крупным бизнесом. Продуктовые предложения можно поделить на три вида: реверсивный факторинг, факторинг без регресса и с регрессом. Преобладает операция с регрессом и это связано с предложением, а не со спросом. Доля без регресса у нас продолжает расти, в нашем представительстве она составляет 84%, года через два мы думаем, он дойдет до 90-93 процентов.
С чем же связан такой рост? Расскажите подробней про факторинг безрегрессный, в чем его особенность и кому он будет полезен?
Данный продукт для клиента предполагает исключения риска неполучения выручки. Это особенно удобно при покупке дебиторской задолженности. Поставщик отгрузил товар клиенту, затем передал информацию об отсылке своему фактору, фактор выкупил дебитор, и поставщик сразу же получил живые денежные средства, при этом с баланса списывается задолженность. Увеличение спроса связано с дополнительной ценностью, которую такой продукт дает по сравнению с регрессным предложением и большинство компаний хотят именно такую услугу.
Что же будет, если покупатель не оплатит поставку фактору своевременно?
Факторинговая компания при работе с покупателем взимает задолженность и по реальному факту погашения долга отчисляет поставщику оставшиеся десять процентов. Получается, что в случае неоплаты покупателем по истечении срока отсрочки фактору деньги возвращать не потребуется. Поэтому такая операция и имеет название безрегрессной. Среди банковских продуктов аналогичных этому нет. Естественно, применение банковских гарантий и страховка дебиторской задолженности в некоторой степени могут конкурировать с факторингом безрегрессным, но эти предложения не покроют другой риск – недостаток оборотных средств.
Много ли компаний могут предложить такой факторинговый продукт своим клиентам?
Почти все компании предлагают эту услугу, но только единицы из них могут похвалиться безрегрессом настоящим.
С чем же это связано?
Если взглянуть на топ игроков рынка факторинга, то самую большую часть в объеме продаж эта операция занимает у компании НФК. Другие эту услугу предлагают с ограничениями, и она доступна лишь крупным банковским корпоративным клиентам или компаниям, которые входят в топ-400. Главной причиной считается большой риск и чтобы им управлять, нужна соответствующая инфраструктура, которую в обычном банке создавать и содержать сложно.
Как Вы думаете, будет ли безрегрессный факторинг намного доступней для российских компаний?
Конечно, все это должно быть. Если хочешь сохранить свое положение на рынке, нужно развиваться и отвечать рыночным требованиям. А присутствие в линейке наших продуктов факторинга безрегрессного как раз и будет одним из таких требований со стороны клиента.
Читайте так же: Лучшие онлайн предложения России от МФО.