Сегодня все острее встает проблема восстановления эффективной аграрной политики. Она должна стать политикой будущего, потому что у нас уже нет другого выхода, как в ближайшее время отработать схемы подхода и положить на букву закона основные принципы уже сложившейся аграрной политики. Ведь 2003 является последним годом действия законов, которые поддерживают сельское хозяйство, и поэтому он знаковый. Что же касается предыдущих лет, то включительно до 1999 года нашу отечественную аграрную политику трудно назвать таковой, поскольку отсутствовала система денежных расчетов, не было ни одного более или менее понятного закона, который бы регулировал деятельность такого выдающегося сектора украинской экономики, как сельское хозяйство.
Начальный этап строительства аграрной политики начался с выхода в декабре 1999г. Указа Президента «О неотложных мерах по ускорению реформирования аграрного сектора экономики» № 152/99, поскольку до этого, по сути, в сельском хозяйстве реформы как таковой не было. И только после того, как Президент достаточно жестко поставил в своем указе вопросы реформирования сельского хозяйства, начался неудержимый процесс трансформации, которого требовало жизни. Тотальная частная собственность на землю, тотальная сплошная частная собственность на имущество и сплошная частная форма хозяйствования — это уже не «смена вывески», а объективная реальность. Начала отрабатываться система формирования «правил игры» для новых аграрных формирований, основанных на принципиально новых началах.
В 2000 году государство, образно говоря, впервые не вложила в рот «рыбу», а дала в руки «удочку». Последний раз было заявлено публично и закреплено законодательно о списании долгов сельскохозяйственных производителей. Около 10 миллиардов гривен одним росчерком пера было списано — сначала с сельскохозяйственных производителей, а затем и с смежников.
Впервые был внедрен понятный, удобный и поддерживающий сельское хозяйство фиксированный сельскохозяйственный налог — интегрированный сбор: в одном налога соединились все налоги, которые существовали на тот период (конец 90-х — начало 2000 года). В структуре себестоимости сельскохозяйственной продукции налоги теперь занимают 1%. Это уникальное выгодна налоговая система и с точки зрения взимания, и с точки зрения объемов. Налоги в сельском хозяйстве стали в 4-5 раз меньше, чем в других отраслях экономики. Общая налоговая нагрузка на сельхозпроизводителей сократилось на 1,4 млрд. грн. в годовом исчислении, то есть практически вдвое.
Введен мораторий на внесение в действующей системы налогообложения изменений, направленных на повышение налоговой нагрузки на сельхозпроизводителей. Более того, на период 2001-2004гг. определен режим льготного налогообложения, который, кроме названных выше, включает следующие льготы: освобождение от налогообложения финансирования научных разработок для сельскохозяйственного производства, при условии их внедрения; освобождение от ввозной пошлины и НДС комплектующих и запчастей для сельскохозяйственной техники; освобождение от пошлины и других налогов при импорте комплектующих и запчастей для сельскохозяйственной техники, средств защиты растений и животных, которые не производятся в Украине, при сезонном ввозе дизельного топлива.
Читайте так же: Где взять мгновенный займ через интернет в Украине?