Государственный кредит – это, по сути, денежные отношения, в которых принимают участие в качестве заемщиков, поручителей или кредиторов органы власти или управления всех уровней. В настоящий момент государственный кредит может принимать различные формы.
Основные формы государственного кредита.
Внутренний государственный кредит – денежные средства на добровольной, возвратной и платной основе привлекаются органами власти от юридических лиц или физических на внутреннем финансовом рынке страны. Этот займ позволяет финансировать возможный дефицит бюджетной системы. Как правило, такие операции выполняются благодаря выпуску и обращению на фондовом рынке муниципальных или государственных ценных бумаг. В результате такой деятельность можно наблюдать реализацию фискальной функции госкредитования и как следствие образование государственного внешнего и внутреннего долга, который в дальнейшем необходимо будет обслуживать.
Внешний государственный кредит – этот займ позволяет формировать в государстве возвратные финансовые потоки, ведь, по сути, он служит регулированию социального и экономического развития страны. Этот займ выглядит следующим образом: органы власти предоставляют внешние кредиты на возвратной платной основе из федерального бюджета нижестоящим бюджетным системам, например для покрытия временных кассовых разрывов, в свою очередь юридические лица могут рассчитывать на займ для реализации своих социально-экономических программ связанных с развитием регионов страны.
Условный государственный кредит – то есть органы власти могут предоставлять муниципальные или государственные поручительства и гарантии своим нижестоящим уровням бюджетной системы или даже юридическим лицам, оформляющим внешние займы, долгосрочные целевые кредиты. Однако необоснованная выдача таких гарантий очень часто приводит к увеличению госдолга, другими словами эти гарантии можно назвать пролонгированными финансовыми обязательствами.
Если рассматривать государственный кредит как экономическую категорию, то он призван обслуживать формирование и использование госфонды, кроме того он должен непременно обладать следующими специфическими чертами: возвратность, добровольность, платность, а кроме того он не должен иметь на общегосударственном уровне конкретного целевого характера. Еще принято выделять регулирующую и фискальную функции госкредита.
Регулирующая функция подразумевает под собой то, что при вступлении в ссудные отношения государство может воздействовать на денежное обращение в нутрии страны, на производство, уровень ставок на рынке капиталов, занятость населения и другое. То есть государство может, мобилизуя денежные средства физических лиц снижать платежный спрос или увеличивать объем денежной массы путем привлечения накоплений юридических лиц. В свою очередь значительное увеличение объема госзаймов может привести к увеличению стоимости банковского кредита, и как следствие к снижению инвестиций в бизнес.
Фискальная функция – заключается в политике государства, благодаря которой госкредит является вторым по продуктивности способом финансирования государтсвенных расходов. Как правило госзаймы в развитых странах позволяют финансировать затраты капитального характера.
В настоящее время средства, полученные за счет государственных кредитов, могут иметь производительное предназначение и не производительное. В первом случае налоги в государстве не увеличиваются, во втором источником погашения займов становятся возрастающие налоговые сборы. Нередко займы погашаются путем рефинансирования кредита, то есть старый долг перекрывается благодаря выпуску новых займов. В этом случае все мобилизуемые денежные средства являются антиципированными взятыми наперед налогами, ведь часть бюджетных средств должны уйти от производительного назначения на обслуживание госдолга.
Читайте так же: Где получить кредит, если есть не погашенный долг перед банком (МФО)?